Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной выбранной темы определяется необходимостью обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению в условиях ограниченного финансирования в муниципальной системе здравоохранения.
Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.
Тема данной работы является достаточно интересной и необходимой, так как здравоохранение, это такая отрасль без которой сложно выжить в наши дни. Отдельные аспекты данной проблемы получают освещение в средствах массовой информации и работах исследователей, но комплексного подхода по изучению этого вопроса нет. Именно поэтому данное исследование действительно актуально и необходимо.
Цель работы: определить систему управления в сфере муниципального здравоохранения на примере муниципального образования город Арзамас.
Задачи исследования:
1) Выявить распределение полномочий в организации здравоохранения между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления.
2) Определить приоритетные направления муниципального здравоохранения в рамках модернизации.
3) Представить организацию муниципального здравоохранения с определением функций, полномочий органа управления здравоохранением.
4) Выявить основные проблемы в отрасли и определить пути их решения.
Объект работы: организация управления здравоохранения в системе органов исполнительной власти на местном уровне.
Предмет: муниципальное здравоохранение города Арзамаса.
Для подготовки работы были изучены нормативные документы, определяющие систему здравоохранения в Российской Федерации: Основы законодательства об охране здоровья граждан, об обязательном медицинском образовании в РФ, локальные нормативные акты в муниципальном образовании города Арзамаса.
Здравоохранение, как и большинство социальных отраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именно такая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного отношения к ней со стороны государства.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения в России
1.1 Муниципальное управление в сфере здравоохранения
Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
1) Формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики.
2) Приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий.
3) Защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.[1] Управление системой здравоохранения показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Управление системой здравоохранения РФ
Главная цель муниципального здравоохранения - удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и другие), обеспечение их качества и тому подобное. На рисунке 1 показана система здравоохранения муниципального образования.
Рисунок 2 – Характеристика органов управления здравоохранением муниципального образца
Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.[5 c-300]
На муниципальном уровне создаются управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений, департаментов) здравоохранения. Выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).
В органах здравоохранения могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья населения, рассмотрения целевых программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.
Муниципальные учреждения здравоохранения являются самыми массовыми, и именно они оказывают наибольшее количество услуг большинству обращающихся за медицинской помощью граждан. На территории муниципального образования могут действовать следующие муниципальные учреждения здравоохранения: амбулаторно-профилактические учреждения (реабилитационные центры, диагностические центры и т.п.); врачебно- фельдшерские пункты; многопрофильные поликлиники; станции скорой помощи; санаторно-оздоровительные учреждения (санатории, профилактории, пансионаты и др.); аптеки.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления. К ним относятся:
1) Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.
2) Формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения.
3) Координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения.
4) Осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.
5) Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ.
6) Регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний.
7) Создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов.
8) Санитарно-гигиеническое образование населения.
Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.[6 c-201]
Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.
Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучия населения. [3]
Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и так далее, предусматривается гигиеническая подготовка.
Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». .Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2009г.
Литература
4. Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года [Текст] / Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). 363c.
5. Атаманчук В.Г. Государственное управление. М.: Юридическая литература, 2015. - 460 с.
6. Баева, А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения [Текст] / А.А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 6. 380c.
7. Басова, А.Г. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России [Текст] / А.Г. Басова // Проблемы науки. 2017. № 4 (17). 353c.
8. Гегерь, Э.В. Актуальные вопросы совершенствования управления здравоохранением с использованием информационных технологий [Текст] / Э.В. Гегерь // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. 230c.
9. Горшкова, Л.В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение [Текст] / Л.В. Горшкова // 2019. – 340c.
10. Государственные лечебные учреждения г Арзамаса [Электронный ресурс] https://arz.ismedical.ru/gosudarstvennye-lechebnye-uchrezhdeniya/ (дата обращения 01.04.2022)
11. Губайдуллина, А.Р. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы [Текст] / А.Р. Губайдуллина // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). 224c.
12. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2015. - №4 – 189c.
13. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России. М.: НОРМА, 2014. - 272 с
14. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2020. - 382 с
15. Коробкова, О.К. Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации» система государственной поддержки продуцентов сферы услуг здравоохранения [Текст] / О.К. Коробкова // Экономические науки. 2017. № 150. 369c.
16. Костина, В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России [Текст] / В.В. Костина // Вестник современных исследований. 2017. № 7-1 (10). 203c.
17. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 2015. - 240 с
18. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ www.minzdravcoc.ru (дата обращения 01.04.2022)
19. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ www.ffoms.ru (дата обращения 01.04.2022)
20. Официальный сайт ГБУЗ НО «ЦГБ г Арзамас» https://arzamas-cgb.ru/ (дата обращения 02.04.2022)
21. Парягина О.А. Некоторые тенденции и проблемы развития российского законодательства о здравоохранении// Сибирский юридический вестник. 2019. №3-144c.
22. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2013. – 510с
23. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Триада, 2015. - 412 с